Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Elvira Nurgalieva

Бей или беги: что лучше для обучения?

«Бей» или «беги» — две основые реакции, являющиеся сновой нашего выживания. Но какая реакция дает нам больше адаптационных преимущств, помогает обучению новым навыкам, а значит достут к новым возможностям?

Чтобы ответить на этот вопрос, Andrew Humberman со своей командой подробно изучал эти реакции на мышах.

Одни из главных хищников для мышей — птицы, поэтому мыши боятся двигающихся и растущих теней в непосредственной близости. Их естественная реакция на приближающуюся тень — бежать или замереть.

Andrew Huberman описывает эксперимент (для тех кому лень читать, в этом видео он рассказывает после 5-й минуты), в котором стумулировали сигнал «бороться». Мышь вместо стандартной реакции на растущую над ней тень — замереть, задрав высоко свой хвост, демонстрировала готовность бороться.

Интересный результат исследования был в том, что мышь, единожды «вкусив» реакцию «бороться», впоследствии воспроизводила ее уже самостоятельно.

Важно понимать, что у мышей и у нас не просто так встроена реакция «бежать». Т.е. это не является адаптивным, когда мы всякую угрозу воспринимаем только как сигнал «бороться». Когда перед нами реальная угроза, несоизмеримая с нашими возможностями, конечно, вопрос бежать или бороться — не обсуждается. Нужно спасаться.

Collapse )
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Elvira Nurgalieva

Истории жизни, истории успеха

Мы любим хорошии истории, потому что хорошие истории способны погрузить в мир наших эмоций, а через эмоции мы проживаем жизни героев и героинь историй. 

Есть множество правил посторения историй, так, чтобы эти истории ожили для слушателей, захватывали их внимание, и держали их внимание до самого конца. 

В психологии нарративный метод и метафоры, особенно рассказанные в легком трансе, используется для переписывания травматичных историй таким образом, чтобы главные герои истории, проживающие схожие с нашими трудностями, нашли выход из ситуации, стали сильнее, спокойнее, счастливее. 

Мы часто неосознано носим свои истории, которые не позволяют нам развиваться, делают больно. Особенности наших историй, что делают нам больно — это тоннельное видение, т.е. мы видим только то, что прямо только перед нами, мало что видим вокруг, время в этой истории тянется бесконечно долго. 

Все эти же особенности так же характерны для процесса обучения — нейропластичности. Если обучения не произошло, т.е. мы не нашли позитивного для нас выхода, то нервная система запомнила весь этот негативный опыт.

Поэтому переписывание наших травматичных или неприятных историй помогает дообучаемся тому, чему не смогли научиться тогда. Расширяет рамку восприятия истории, делает ее как бы объемнее. А так же сдвигает фокус с неприятных эмоций, на рациональную и практическую сторону вопроса. 

Вопрос к моим дорогим читателям — какие истории вас захватывают? Почему?

 

Elvira Nurgalieva

Нужна ли учеба в вузе, чтобы стать успешной?

Вопрос, который себе задают себе молодые люди, которые заканчивают школу и их родители.

Делюсь моим мнением на этот счет.

Я выросла в среде, где высшее образование было огромной ценностью. Мои родители считали высшее образование пропуском в мир больших возможностей, в лучшую жизнь. Время поменялось, поколение millennials, которым сейчас 20-30 лет, относится к высшему образованию несколько иначе.

Я знаю некоторых молодых людей, что бросили учебу в высших учебных заведениях и это им не помешало найти себя в жизни.

Огромный плюс академического образования — это среда, которая тебя обогащает знаниями и знакомствами, дает возможность прикоснуться к науке и исследованиям. Если вуз в другой стране — это еще и погружение в другую культуру и язык. 

Минусы академического образования — это потраченные время и деньги, которые могут не дать дополнительной ценности при устройстве на работу и в профессии. А эти минусы иногда перевешивают плюсы.

В этом отчете по США от Urban University говорят о 28-48 % несовпадении полученного образования с уровенем работы, на которую устраиваются после получения университетского образования. При том что, в северной америке платят из своего кармана для того, чтобы получить образование после школы. Т.е. люди много раз посчитают и обдумают выгодно им учиться с колледже или нет.

Немало примеров, когда основатели крупнейших компаний бросали университет или вовсе нигде не учились после школы, потому что все свое время посвящали развитию бизнеса.

Collapse )
Elvira Nurgalieva

Как распознавать саботажников

Чтобы движение к целям происходило, нужно делать следующее:

* научиться слышать, чувствовать себя, чтобы четче определить хотелки и переводить их в цели,

* научиться слышать, чувствовать, узнавать что является триггером состояний, в которых хотелки помутнели и потускнели. Где, в общем, происходит потеря веры в себя настолько, что переход к действиям/обучению не происходит.

Замечательная иллюстрация работы внутренних саботажников, из-за которых мы перестаем хотеть чего-то делать для достижения цели в комментариях человека моему посту про трансформацию желаний. Эти комментарии любопытны тем, что в них есть то, что делает похожими на внутренних саботажников:

* страстное желание помочь

* многие приводимые аргументы являются очень даже справедливыми

Результат движения к цели при этом нулевой.

Когда это делает посторонний человек, то критическое мышление нас спасает от того, чтобы мы поверили таким комментариям. Именно потому что у нас включена способность анализировать и дистанцироваться от того, что говорят другие люди. 

И благодаря способности дистанцироваться и анализировать в конце концов понимаешь, что тут вообще-то проблемы с тестированием реальности, проще говоря, человек потерял связь с реальностью из-за своих защит.

Но когда подобные саботажники сидят в голове, у нас критическое мышление не включается. Мы им верим и даем им себя дезактивировать.

Поэтому очень важно научиться распознавать своих внутренних саботажников.

Поделитесь как звучат ваши саботажники в вашей голове. И ваши наработки как их обезвредить.

Elvira Nurgalieva

Отдых и сон

В предыдущих постах немало писала о том, что то, с чем люди приходят на терапию, можно смотреть на то, что обозначилась как область незнания/отсутствие опыта. А значит это возможность обучиться новому поведению, навыку и убеждению. Будь то проблема в отношениях в семье или на работе, или это карьерная проблема, где люди достигают стеклянного потолка.

Обучение состоит из двух фаз:

Первая: активный фокус на поиск нового поведения и его тестирование. Тут задействованы нейромодуляторы: эпинефрин/адреналин (повышает серцебиение, ощущение тревожности) — заставляет нас двигаться, допамин — награда за движение и результат, ацетилхолин — помечает нейроны которые участвуют в возбуждении. Важно научиться максимально фокусироваться на обучении новому поведению, новому мышлению (формирует новое убеждение).

Вторая: отдых и восстановление. Самое глубокий отдых, т.е. когда наш мозг меньше всего активен — это во время сна. Сон ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ВАЖЕН, чтобы новое поведение стало встраиваться и становиться частью жизни. Во время отдыха, то, что пометил ацетилхолин, мозг связывает между собой в новые связи. Т.е. окончательное обучение происходит когда мы отдыхаем. Медитации тоже очень помогают мозгу снизить активность невной системы, отдохнуть.

Кому интересно, можете об этом более подробно почитать и послушать Andrew Huberman, это профессор и ученый, возглавляет лабораторию при Станфорде, изучающую реакцию нервной системы на стресс. У него офигенные лекции. Очень рекомендую.

Collapse )
Elvira Nurgalieva

Травма и обучение

Мало кто воспринимает ситуацию, где много страшных воспоминаний как ситуацию обучения. И все же именно так нас природа учит.

Если вспомнить свои травматичные или неприятные эпизоды мало кто из нас хочет думать о них как о том, что это учеба. Потому что более знакомая нам концепция обучения обычно состоит в том, чтобы повторять за кем-то существующий опыт/знания. Т.е. это академическое понимание обучения.

В травме, когда мы испытываем негативные эмоции, виновники этого чувства — нейромодуляторы, выделяемые в основном мозгом. Мать природа их специально создала, чтобы для того, чтобы мы начали учиться. Именно поэтому мы помним очень хорошо, что с нами тогда произошло. Именно поэтому там включается тоннельное видение — максимальный фокус на то, что вызывало негативные чувства, чтобы запомнить это.

Для нервной системы любое обучение — генеративное обучение. Оно состоит в том, что создавать свой собственный опыт, т.е. как тебе лично надо действовать. Не зря проводят разницу межу знанием и опытом. Опыт — это уже выработанное поведение, нервные связи между нейронами созданы. Знание может никогда не стать опытом, остаться теорией, т.е. связи между нейронами не появляется. Нового поведения нет. В этом смысле мы учимся только на своих ошибках. Невозможно учиться на чужих. 

Когда слишком большой разрыв между существующим у нас опытом и то, чего требует от нас ситуация, мы воспринимаем такой опыт травматичный. 

Collapse )
Elvira Nurgalieva

Growth mind set

Как расшатать мешающие убеждения, встроить новые?

Формирование наших убеждений через взаимодействие со средой— продолжение. 

Решение: желание учиться, любопытство и интерес (Growth mind set) побеждает почти все ограничения.

Поделюсь собственной историей как формировались мои негативные убеждения обо мне. И что помогло их сменить.

Еще когда была свежепонаехавшая в Москву (приехала учиться в Бауманский университет на инженера) в первые годы, я имела дело с тем, что моя успеваемость в университете была совсем не на высоте. По сравнению с сокурсниками. Тогда это больно ударило по моей самооценке. И хотя с середины и до конца учебы я стала лучше учиться, одно из решений, что я тогда приняла было — быть инженером не для меня.

Только годы спустя, когда увидела большую картину, я поняла, что было множество факторов, которые потребовали от меня большей адаптации чем многим другим моим сокурсникам:

1)  Мне нужно было организовать где жить, с кем жить, свой быт и что кушать с 16 лет.

2) На что жить. Денег катастрофически нехватало, стипендии не были расчитаны на то, чтобы на них можно было жить. Мизерные деньги, что присылали родители (потому что их зарплаты были мизерными по сравнению со столичными заработками),  обесценировались со скоростью света (90-е, гиперинфляция).

3) Универстит в годы моей учебы был одним из сильнейших в стране. Учеба была трудной. Закончило университет ровно половина ребят, что пришли на первый курс, Dropout rate — 50%.

Collapse )
Elvira Nurgalieva

Медитация для большей эффективности обучения

Я писала про допамин как источник удовольствия, он же подкрепляющий результат наших действий, природа дала нам его для того, чтобы в будущем сэкономить нам усилия для получения того же результата. Т.е. допамин активно участвует в том, чтобы мы чему-то научились — перевести наш мозг в режим нейропластичности. Допамин, как и ряд другим нейротрасмиттеров участвуют в возбуждении нашей нервной системы. 

Но так же есть вторая часть процесса обучения — полноценный отдых, хороший сон, которые нужны для торможения нашей нервной системы — парасимпатическая часть нервной системы. Так другие нейротрансмиттеры и гормоны участвуют в это процессе, такие как серотонин и мелатонин.

Интересно то, что еще более двадцати лет важность хорошего восстановления через медитации никто серьезно не рассматривал. В психологии основным методом интервенций считался анализ — поговорить. Медитация считалась антинаучной магической фигней, удел необразованных индусов, верящих всяким гуру, а не в науку, и примкнувших к ним spiritual европейцам и американцам. Но когда стали замечать эффекты медитаций, то стали присматриваться к ним ближе и стали изучать эффекты медитаций. Оказалось да, эффективная вещь. Теперь это стало модным трендом.

И я тоже поспешила за ним :)

Collapse )
Elvira Nurgalieva

С Новым Годом!

Когда училась психологии, мне было удивительно, что некоторые преподаватели психологии не использовали психологию для лучшего освоения материала студентами, а именно того факта, что запоминание происходит хорошо, когда материал идет в связке с эмоциями. Оглядываясь назад, понимаю, что применение знаний на практике — это очень непростая тема даже для тех,  кто живет этим. Те, кто умел это делать собирал аншлаги на свои занятия.

Мы любим интересные, смешные, трагические истории. Потому что они связаны с эмоциями. Во многом улучшение своей жизни — это умение создать и прожить альтернативную историю, в которой были ресурсы. Другими словами, никогда не поздно иметь счастливое детство (It is never too late to have a happy childhood).

Накануне 2021 года, желаю вам создание новых ресурсных историй, которые позволят изменить вашу жизнь к лучшему!

Elvira Nurgalieva

Допамин и продуктивность.

Кто ходит в гости по утрам,

Тот поступает мудро.

Известно всем, тарам-парам,

На то оно и утро!

Винни Пух

Source: https://www.addictioncenter.com/drugs/social-media-addiction/
Source: https://www.addictioncenter.com/drugs/social-media-addiction/

Я думаю, многие знают, что нейротрансмиттер допамин, выделяемый мозгом, подкрепляет наши действия в нужном направлении. Например, если мы голодны, то наш путь к холодильнику или поход в магазин подкрепляется выделением допамина. И мы чувствуем себя приятно при его выделении. Ноги сами нас несут туда, где мы получим результат — это действие допамина. Еще допамин выделяется  при достижении желаемого результата. Чтобы наша нервная система запомнила хорошо следующий раз как получить желаемое менее затратно. Допамин участвует нашем обучении. И в формировании автоматиматических действий, а так же зависимостей.

В комплексе с норадреналином и кортизолом, которые активно выделяются в первое половине дня, допамин позволяет нам сфокусироваться и выполнять задачи, что мы поставили себе в первые утренние часы.

Collapse )