Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

Elvira Nurgalieva

Отдых и сон

В предыдущих постах немало писала о том, что то, с чем люди приходят на терапию, можно смотреть на то, что обозначилась как область незнания/отсутствие опыта. А значит это возможность обучиться новому поведению, навыку и убеждению. Будь то проблема в отношениях в семье или на работе, или это карьерная проблема, где люди достигают стеклянного потолка.

Обучение состоит из двух фаз:

Первая: активный фокус на поиск нового поведения и его тестирование. Тут задействованы нейромодуляторы: эпинефрин/адреналин (повышает серцебиение, ощущение тревожности) — заставляет нас двигаться, допамин — награда за движение и результат, ацетилхолин — помечает нейроны которые участвуют в возбуждении. Важно научиться максимально фокусироваться на обучении новому поведению, новому мышлению (формирует новое убеждение).

Вторая: отдых и восстановление. Самое глубокий отдых, т.е. когда наш мозг меньше всего активен — это во время сна. Сон ОЧЕНЬ И ОЧЕНЬ ВАЖЕН, чтобы новое поведение стало встраиваться и становиться частью жизни. Во время отдыха, то, что пометил ацетилхолин, мозг связывает между собой в новые связи. Т.е. окончательное обучение происходит когда мы отдыхаем. Медитации тоже очень помогают мозгу снизить активность невной системы, отдохнуть.

Кому интересно, можете об этом более подробно почитать и послушать Andrew Huberman, это профессор и ученый, возглавляет лабораторию при Станфорде, изучающую реакцию нервной системы на стресс. У него офигенные лекции. Очень рекомендую.

Collapse )
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
Elvira Nurgalieva

Травма и обучение

Мало кто воспринимает ситуацию, где много страшных воспоминаний как ситуацию обучения. И все же именно так нас природа учит.

Если вспомнить свои травматичные или неприятные эпизоды мало кто из нас хочет думать о них как о том, что это учеба. Потому что более знакомая нам концепция обучения обычно состоит в том, чтобы повторять за кем-то существующий опыт/знания. Т.е. это академическое понимание обучения.

В травме, когда мы испытываем негативные эмоции, виновники этого чувства — нейромодуляторы, выделяемые в основном мозгом. Мать природа их специально создала, чтобы для того, чтобы мы начали учиться. Именно поэтому мы помним очень хорошо, что с нами тогда произошло. Именно поэтому там включается тоннельное видение — максимальный фокус на то, что вызывало негативные чувства, чтобы запомнить это.

Для нервной системы любое обучение — генеративное обучение. Оно состоит в том, что создавать свой собственный опыт, т.е. как тебе лично надо действовать. Не зря проводят разницу межу знанием и опытом. Опыт — это уже выработанное поведение, нервные связи между нейронами созданы. Знание может никогда не стать опытом, остаться теорией, т.е. связи между нейронами не появляется. Нового поведения нет. В этом смысле мы учимся только на своих ошибках. Невозможно учиться на чужих. 

Когда слишком большой разрыв между существующим у нас опытом и то, чего требует от нас ситуация, мы воспринимаем такой опыт травматичный. 

Collapse )
Elvira Nurgalieva

Отзеркаливание

Когда мы с кем-то общаемся, мы неосознано производим подстройку друг под друга на уровне физиологии (жесты, дыхание, поза) и на уровне слов. Как говорят нейробиологи, для того, чтобы аккуратно оценить состояние другого человека. 

Есть разные уровни подстройки — рапорта. С кем-то у нас очень глубокий рапорт, т.е. мы как будто видим самих себя в зеркале, но обычно мы этого не осознаем. С такими людьми нам приятно общаться, потому что мы как-будто общаемся сами с собой. С другими людьми, особенно, с теми, кого видим в первый раз, создать рапорт сложнее, в нас встроено природой бояться и не доверять чужакам. Поэтому если хочется создать хороший контакт с новым человеком за короткое и ограниченное время (для работы, networking, других целей), иногда нужно осознано создавать его. NLP хорошо описывает как это делать.

В  предыдущем посте я писала о том, как иногда это работает. У меня было впечатление, что тот мужчина никогда не слышал о таких словах, как «рапорт», «подстройка». Но интуитивно нашел для себя вариант такой подстройки через копирование жесты пальцами. Я не могу оценить, в итоге насколько аккуратны были оценки кандидатов и их переспектив на подбираемую должность, но похоже, это неплохо работало, поскольку работа подобранных им людей вполне соответвовали его ожиданиям.

Collapse )
Elvira Nurgalieva

Медитация для большей эффективности обучения

Я писала про допамин как источник удовольствия, он же подкрепляющий результат наших действий, природа дала нам его для того, чтобы в будущем сэкономить нам усилия для получения того же результата. Т.е. допамин активно участвует в том, чтобы мы чему-то научились — перевести наш мозг в режим нейропластичности. Допамин, как и ряд другим нейротрасмиттеров участвуют в возбуждении нашей нервной системы. 

Но так же есть вторая часть процесса обучения — полноценный отдых, хороший сон, которые нужны для торможения нашей нервной системы — парасимпатическая часть нервной системы. Так другие нейротрансмиттеры и гормоны участвуют в это процессе, такие как серотонин и мелатонин.

Интересно то, что еще более двадцати лет важность хорошего восстановления через медитации никто серьезно не рассматривал. В психологии основным методом интервенций считался анализ — поговорить. Медитация считалась антинаучной магической фигней, удел необразованных индусов, верящих всяким гуру, а не в науку, и примкнувших к ним spiritual европейцам и американцам. Но когда стали замечать эффекты медитаций, то стали присматриваться к ним ближе и стали изучать эффекты медитаций. Оказалось да, эффективная вещь. Теперь это стало модным трендом.

И я тоже поспешила за ним :)

Collapse )
Elvira Nurgalieva

Всего пять минут

Наша нервная система можно натренировать на новые задачи множеством повторений. Научно это звучит так так: нейроны, что вобудились вместе, будут связаны вместе (neurons which fire together wire together).

Камнем преткновения для нас является начать это что-то новое делать. Это как будто паровоз сдвигать с места. 

Интересно, что если начать делать всего лишь первые пять минут новый навык, то дальше наша нервная система сама организуется в то, чтобы продолжать делать и дальше. Поэтому правило пяти минут работает очень хорошо, если хочется паровоз с места сдвинуть. 

Это правило хорошо работает и для случаев, когда хочется начать ограничивать что-то, что вам не нравится, но вы по привычке делаете. Например, сидеть в телефоне, в соцсетях :).

Важно не отменять привычку, а вставить до ее осуществления типа рекламной паузы из более полезного занятия. Работает это примерно так. При появлении желания посидеть в телефоне без надобности, перед тем, как потянуться за телефоном, например поотжиматься или подышать по специальной технике.

Итак, правило пяти минут. Вам бы пригодилось такое правило? Для чего бы вы попробовали его?

Elvira Nurgalieva

Допамин и продуктивность.

Кто ходит в гости по утрам,

Тот поступает мудро.

Известно всем, тарам-парам,

На то оно и утро!

Винни Пух

Source: https://www.addictioncenter.com/drugs/social-media-addiction/
Source: https://www.addictioncenter.com/drugs/social-media-addiction/

Я думаю, многие знают, что нейротрансмиттер допамин, выделяемый мозгом, подкрепляет наши действия в нужном направлении. Например, если мы голодны, то наш путь к холодильнику или поход в магазин подкрепляется выделением допамина. И мы чувствуем себя приятно при его выделении. Ноги сами нас несут туда, где мы получим результат — это действие допамина. Еще допамин выделяется  при достижении желаемого результата. Чтобы наша нервная система запомнила хорошо следующий раз как получить желаемое менее затратно. Допамин участвует нашем обучении. И в формировании автоматиматических действий, а так же зависимостей.

В комплексе с норадреналином и кортизолом, которые активно выделяются в первое половине дня, допамин позволяет нам сфокусироваться и выполнять задачи, что мы поставили себе в первые утренние часы.

Collapse )
Elvira Nurgalieva

День 6-й.

День 6-й моего марафона. Все еще тяжело дается свободно говорить перед камерой. Все еще забываются слова. Тем не менее, сегодня немного о змеях. 

А так же моя любимая тема — нейропластичность. Нейропластичность — это способность нашего мозга создавать новые нервные клетки. А это значит для нас — обучаться. И это так же важно когда мы застреваем в негативных эмоциональных состояниях. Потому что надо научиться как выходить в другие состояния.

Автономная нервная система управляет нашими состояниями. Мы не имеем прямого влияния на нее. Но непрямое через дыхание и физические упражнения имеем. 

Подробнее об этом обо всем смотрите мое сегодняшнее видео.

А так же можете оценить мое состояние в комментариях тут или на Ютубе :)

Пы.Сы. Я упоминала Andrew Huberman в своем видео. 

Тигра

Права

На прошлой неделе я наконец, получила Новозеландские полные водительские права. Дальше идет предыстория их получения.
Поскольку водить можно по своим иностранным правам только год с момента въезда в страну, дальше если ты собираешься водить машину, нужно получать местные. Кроме того, работодатели предпочитают иметь работников с местными полными правами, чем с иностранными. Собсвенно, поэтому я решила получить местные права, чтобы облегчить себе жизнь.Collapse )