en030

Categories:

Травма и обучение

Мало кто воспринимает ситуацию, где много страшных воспоминаний как ситуацию обучения. И все же именно так нас природа учит.

Если вспомнить свои травматичные или неприятные эпизоды мало кто из нас хочет думать о них как о том, что это учеба. Потому что более знакомая нам концепция обучения обычно состоит в том, чтобы повторять за кем-то существующий опыт/знания. Т.е. это академическое понимание обучения.

В травме, когда мы испытываем негативные эмоции, виновники этого чувства — нейромодуляторы, выделяемые в основном мозгом. Мать природа их специально создала, чтобы для того, чтобы мы начали учиться. Именно поэтому мы помним очень хорошо, что с нами тогда произошло. Именно поэтому там включается тоннельное видение — максимальный фокус на то, что вызывало негативные чувства, чтобы запомнить это.

Для нервной системы любое обучение — генеративное обучение. Оно состоит в том, что создавать свой собственный опыт, т.е. как тебе лично надо действовать. Не зря проводят разницу межу знанием и опытом. Опыт — это уже выработанное поведение, нервные связи между нейронами созданы. Знание может никогда не стать опытом, остаться теорией, т.е. связи между нейронами не появляется. Нового поведения нет. В этом смысле мы учимся только на своих ошибках. Невозможно учиться на чужих. 

Когда слишком большой разрыв между существующим у нас опытом и то, чего требует от нас ситуация, мы воспринимаем такой опыт травматичный. 

Обучение, научно называется нейропластичность, обеспечивается нашей нервной системой с помощью выделения нескольких нейромодуляторов.

Вот эти нейромодуляторы: допамин, эпинефрин (то же самое что адреналин) и ацетилхолин.

Эпинефрин учащает сердечный ритм, вызывает ощущение тревожности, подъема чтобы мы начали движение. Допамин наградает за движение и результат.  

Нервная система, создавая такой коктейль из эмоций с помощью нейромодуляторов, заставляет нас обучаться. Правда, если эмоции очень сильные, то обучение сводится к совсем базовым — бей, беги, замри, потому что кора головного мозга, которая гораздо эволюционно моложе и медленнее, вообще не успевает включаться с анализом, а значит более сложным поведением.

Люди пройдя через опыт негативных эмоций спустя время говорят примерно такое: Не было бы счастья, да несчастье помогло. Или тот опыт научил тому-то и тому-то.

Для тех, кто не сумел переработать травму в более адаптивный опыт силу разных причин (слишком много негативных эмоций и слишком мало возможностей, загнавших в выученную беспомощность) сейчас это могут сделать с помощью упражнения Реимпринт. Потому что природа создала не только способы как нас травмировать, чтобы быстро обучаться, но так же как восстанавливаться и чувстовать себя хорошо.

Ипринт (Imprint) означает жесткое впечатывание, фиксация в памяти, в неврной системе. Ремпринт позволяет переделать запечатавшийся в памяти негативный опыт в менее жесткий, создать другие связи между нейронами. Что вызывает в нас более нейтральное отношение к прошлому опыту.

Есть ли у вас такой у вас негативный опыт, который вы теперь воспринимаете как тот, в котором вы научились чему-то полезному? Есть ли тот, от которого хотелось дистанцироватся?

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded