en030

Category:

Назад к истокам

Одна из интересных для меня тем, это сделать осознанными имеющиеся успешные стратегии. Потому что с этим постоянно приходится иметь дело в моей работе. Далее поясняю что я имею ввиду.

Модель W. Lewis Robinson отражает стадии осознания компетенции. 

From: http://magiconfit.ru/nlp-fitnes-1-stupen/
From: http://magiconfit.ru/nlp-fitnes-1-stupen/

Я приведу пример как работает модель осознания W. Lewis Robinson на навыке слепой печати.

1) Вначале мы не знаем, что мы не знаем, что можно печатать не глядя в клавиатуру. Мы ищем глазами каждую кнопку на клавиатуре, потом тыкаем пальчиками в найденные кнопки. На этой стадии мы находимся в счастливом неведении что можно по другому.

2) Потом, когда нам в жизни появляются примеры (в голливудском фильме или появляется коллега, которая/которрый печатает не глядя в клавиатуру), что есть что-то, что у нас не было в опыте и мы не умеем, у нас появляются догадки о нашем не знании/не умении.

3) Глядя на комьютерных гиков, мы загораемся желанием освоить то, что мы не умеем. Начинаем осваивать слепую печать. Начинается борьба за контроль за собственными пальцами. Вы хотите от них свое. А они делают свое. Но постепенно, вы берете вверх. Это стадия осознанной компетенции.

4) В один прекрасный день вы понимаете, что больше вам не приходится даже думать о том, какие палцы куда должны попадать. Все как у пианистов. Если вам хочется что-то написать, вы пялитесь в экран и ваши пальцы без подсказки со стороны глаз сами находят клавиатуру и без всякого раздумья куда каким пальцем надо попасть выдают текст что у вас голове. Это долгожданный этап бессознательной компетенции. Автоматизм.

Обычно многие хотят на этом этапе остаться. Уметь делать, не особо разбираясь как у нас это выходит. Более того, как только мы автоматизировали навык, мы забываем как это было когда мы всего этого не знали.

Но если у тебя задача научить этому навыку других, нужно делать reverse engineering, т.е. вспомнить все детали собственного обучения. А так же если хочется их улучшить. Быстрее печатать например. Или играть на пианино более вирутозно.

Нужно часто напоминать себе как это было «до»- этап №2.

И с помощью каких шагов получилось прийти к «после» — этап №3. На этом этапе, доступ к собственному опыту «до» помогает построить мост между незнанием и новым опытом уже для других.

Вот почему хорошие педагоги — это те, что помнят как это быть ничего не знающим учеником.

Слепая печать — сравнительно простой навык, зависящий полностью от тебя. 

Более сложные, комплексные навыки, например, повышение по карьерной лестнице, предпринимательские, которые задействуют коммуникационные и лидерские навыки, которые зависят не только от тебя, а включают взаимодействие с другими людьми — эти навыки гораздо труднее осознать и разложить по полочкам и подобрать их под другого человека. Но тоже можно. Поэтому существуют коучи и менторы. 

В силу своей работы я неплохо поддерживаю осознанность во многих навыках. Но когда дело дошло до того, чтобы порекомендовать кому-то как учить английский, какие методики попробовать, тут я поняла, что очень трудно вспомнить как это было когда я ничего не знала. Поэтому трудно разбить на простые первые шаги для начинающих. 

А в чем вы хотели бы обрести компетентность? И на какой стадии по модели Robinson вы находитесь? 

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded