Elvira Nurgalieva (en030) wrote,
Elvira Nurgalieva
en030

Categories:

Школьные годы ... чудесные?!

У меня пару месяцев назад была интересная беседа с одной мамой тут в Новой Зеландии про педагогический подход к детям. Мама сама из России, так что мы сравнивали новозеландскую школьную систему и российскую. Жалоба мамы была на то, что детей ничему не заставляют учиться, да вообще ничему не заставляют. Поскольку их бить и ругать нельзя, с этим тут очень строго, то управляться с ними становиться тяжелая задача. Вот и сидит ребенок попой к учительнице весь урок. Или ест свою еду во время урока. И ничего особо ты с ним не сделаешь. И вот ребенку несколько раз могут сказать - повернись ко мне. Ну может на пятый раз и повернется. Для России эта ситуация вообще невообразимая  - как же так, ребенок не слушается, да еще не слушается учителя?!
К слову, дети в школу в Новой Зеландии начинают ходить с 5 лет на следующей день после дня рождения. Набор в первый класс идет весь год. В общем, это некоторое продолжение детского сада.

Этот разговор напомнил мне самой очень тяжелый и грустный опыт с моею дочерью в ее средней школе.
И тут я с разрешения дочери делюсь тут с ее школьным опытом.

Еще в 2000-е мой бывший муж уговорил тогда меня отдать нашу дочь в гимназию. Это школа была "лучшая школа" России три года подряд в 2000 годы.
Как выяснилось позже, это был чистый образец совка и показухи. За какие-то формальные показатели заработали себе табличку "лучшей" школы. В школе стояли дорогущие смарт-доски, у детей были по 8 уроков в день, не включая домашних заданий с первого класса, дети носили тяжеленные портфели по 5 кг и более с учебниками и тетрадками каждый день. При этом места для индивидуальных шкафчиков не находилось, чтобы оставлять тяжелые книги и тетрадки, а дома иметь еще один комплект, да и антисанитарно типа это было - тараканы и прочее заведется в шкафах потому что дети забывают там остатки еды.

Оборотная сторона "лучшей" школы была в том, что был чудовищный bulling за двойки и тройки.  Детям не давали пользоваться и играть со смарт-досками вне уроков. И в это время, по словам моей дочери, кучу ребят почти открыто курило гашиш, и даже пробовали нечто посерьезнее, а некоторые на физкультуре не могли стоять из-за алкогольного опьянения. Но школе как будто этого не видели. Что очень характеризует контингент родителей, что отдает в эту "хорошую" школу. Я, сожалению, тоже отметилась в числе тех самых родителей.

Один из примеров bulling была учительница французского, своими непомерными требованиями и унижениями отбила мотивацию учиться у всех. Попытки избавиться от нее переводом другую группу не удались, дирекция школы отказывала нам в переводе потому что этим мы создадим прецедент и тогда ученики начнут - о ужас! - перебегать из класса в класс.

Один из эпизодов был вообще чудовищный, который она мне рассказала только недавно. Еще в самый первый год учебы в этой школе, когда дочь, уже не раз получив двойки и тройки у нее, принесла на урок разговорник французского языка и положила его на пару себе. Т.е. все еще хотела учить французский несмотря на садитское отношение учителницы. Учительница заметив этот разговорник выдала примерно следующее: "ты, неудачница, принесла разговорник, да тебе ничего уже не поможет! Ты никогда не выучишь язык!" и в таком духе поносила ее несколько минут. Короче, опустила мне ребенка как только могла. Дочь была на столько раздавлена этой речью, что как только урок закончился, дети в классе, довольно привыкшие подобному bulling, и те были шокированы морально уничтожающей речью учительницы. После урока дети поодошли к ней и все по очереди поддержали и сказали, что в этот раз училка даже превозшла саму себя, что-то прям совсем неадекват выдала. Моя дочь плакала когда рассказывала мне об этом эпизоде - и это 10 лет спустя!!! Грустно, что она мне не рассказала сразу же об этом, видимо считала, что не смогу защитить ее. Мне безумно жаль, что я не разорвала тогда в клочья эту убогое существо, которая по недоразумению называлась учительницей.

И такого "добра" в этой школе было полно. Дочь до сих пор поддерживает контакт с девочкой, которая была круглой отличницей в этой школе, идеальной дочерью, т.к. от нее этого требовала ее мама. Так вот эта девочка ей призналась, что нет наркотиков, которых она не попробовала. Хорошо, что хоть в итоге сумела не сломаться в итоге от того ужаса, в который ее взрослые засунули.

Школа это была гимназия №1518 -  я намерено пишу номер этой школы, т.к. страна должна знать своих "героев".
Я до сих пор жалею, что не отматерила публично руководство этой школы и не забрала документы из этой ее как только поняла, что это за это клоака была. Хотя защищала свою дочь как могла.

Позже, когда наконец, дочь стала учиться уже в другой старшей школе, учеба у нее там нормализовалась после нормального отношения к ней учителей. Самой сереьзной проблемой было курение украдкой за углом школы самых обычных сигарет. И было очевидно, что дети были не безразличны ни своим родителям, ни учителям. И как сказала моя дочь, там проблемы были детские, а не те, что в предыдущей школе.

Вот сейчас годы спустя, просто очередной раз понимаю, что никакое насилие не приводит к хорошим результатам. Да, многие дети вначале не особо хотят учиться. Вернее не так. Не хотят они надрываться и сидеть высиживать попой знания. Детям многое интересно, их вообще легко чем-то увлечь, но они так же и легко теряют внимание. Ну не хотят они сидеть прямо по линейке за партой. Психология развития собтственно так и говорит - усидчивость и концентрация улучшается тогда, когда отвечающие за них лобные доли начинаются развиваться  ближе к годам 9-10.

И после всего этого начинаешь понимать, что уж лучше вот так, когда твоему ребенку может особо знаний не дадут, зато психику не сломают и не отобьют желание учиться. Да и вообще современная концепция школьного образования очень сильно меняется. Сейчас больше приходят к тому, что школа - это место, где ребенок социализируется и как побочный продукт - дают знания, которые может быть пригодятся. Другими словами, социальные навыки или soft-skills приоритетнее, чем формальные знания. Осознанный выбор и концентрированные усилия относительно учебных предметов большинство детей могут сделать вообще только ближе к окончанию школы, а многие даже только после. На это и надо ориентироваться. И дать детям побыть детям.

В подтверждение тому, что если детям дать больше свободы, они не тупеют, а как раз наоборот, можно привести результаты опросов показывающих, что молодые люди, выросшие при цифре - поколение Z или Post-Millenials, а именно они больше предыдущих поколений получили свободы - для них как раз модно быть умным и заниматься саморазвитием и они знают чего хотят.
Tags: Новая Зеландия, Школа, психология, школа 1518
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments